08.06.2012 в 11:10
Пишет
Серебряный:
Слухачи![](http://august.md/images/stories/sluhach/7cd9ad810089.jpg)
Это слухач. В его обязанности входило несение боевого дежурства по определению на слух приближения авиации противника.
До появления радаров, единственной возможностью обнаружить, определить направления полета и дальность воздушную цель (самолет) были "слухачи". Создавалась сеть специальных постов которые просматривали и "прослушивали небо". Посты были оборудованы разными устройствами, от беноклей до стерео труб, однако плохая видимость или ночь не позволяли обнаружить самолет.
ПродолжениеОднако шум самолета распространялся в воздухе почти независимо от состояния погоды и времени суток. Поэтому шуму самолет мог быть всегда обнаружен. Следовательно, применяя приборы, улавливавшие шум самолета, можно было компенсировать недостатки оптических средств. Так возникла идея создания систем для обнаружения и освещения самолетов, состоявших из звукоулавливателей и зенитных прожекторов.
Однако это продолжалось сравнительно короткое время, пока авиация не сделала очередной «прыжок» в высоту с одновременным увеличением скорости самолетов. Чтобы повысить дальность их обнаружения и выиграть время, нужное для подготовки стрельбы ЗА, необходимо было развернуть научные исследования и конструкторские разработки. Главное внимание в этих исследованиях было сосредоточено на устранении воздействия ветра, мешавшего воспринимать шум самолета операторами-слухачами звукоулавливателя. Для этой цели использовались методы и средства шумоподавления, селекции и электрического усиления самолетного шума.
В марте 1932 г. проводились испытания системы «Прожзвук» (прожектор — звукоулавливатель), разработанной промышленностью по заданию Военно-технического управления (ВТУ) РККА. Испытания преследовали цель определения надежности обнаружения и освещения самолета в воздухе. В итоге обработки результатов испытаний оказалось, что максимальный успех поиска самолета лучом прожектора не превышал 50—60% случаев и причем в благоприятных метеоусловиях (безветренная погода, акустическая прозрачность). Это имело место при работе системы «Прожзвук» по одиночным целям и при отсутствии шумовых помех от других (посторонних) самолетов. При ветре надежность такого обнаружения еще более снижалась. Система «Прожзвук» была первым техническим средством обнаружения самолетов, применявшимся войсками ПВО совместно с ЗА и истребительной авиацией.
С появлением радиолокации ветка отмерла. Однако есть несколько интересных историй. Одна из них связана с блокадой Ленинграда.
В первые месяцы Великой Отечественной войны подавляющее большинство незрячих было эвакуировано из Ленинграда в глубокий тыл. Во вражеском кольце по собственной воле осталось около 300 инвалидов по зрению - ученики спецшкол и работники нескольких предприятий. Они трудились наравне со всеми осажденными - плели сети для маскировки города от налетов, шили туфли для раненых. В воинских частях и госпиталях выступали слепые музыканты и певцы. И именно в блокадном Ленинграде впервые в истории Российской армии незрячие люди были призваны на воинскую службу.
- В самом конце 1941 года в город на Неве поступили особые акустические аппараты - звукоулавливатели, - рассказывает Владислав Куприянов. - Это были прадедушки современных радаров. Принцип их действия был основан на улавливании звука с помощью простейших механизмов - системы труб разного размера. Первоначально работать с ними поставили обычных красноармейцев. Вскоре, однако, их место заняли слепые.
![](http://august.md/images/stories/sluhach/7cda9976294f.jpg)
Идея привлечь к работе на акустических аппаратах слепых появилась в штабе городской ПВО. На самом высоком уровне ее обсуждали больше месяца. Многие высокопоставленные офицеры скептически относились к самой мысли о том, что инвалидов можно призвать на военную службу.
Первыми красноармейцами-слухачами стали Яков Львович Зобин и Алексей Федорович Бойко, - продолжает Владислав Куприянов. - И тот и другой прошли всю войну и неоднократно награждались медалями. Каждый слухач служил в паре со зрячим красноармейцем. Тот разворачивал трубы звукоулавливателя в разные стороны, а слухач лишь подносил ухо к маленькому отверстию.
Уже в первые месяцы службы незрячим красноармейцам удалось добиться невероятных успехов. Они узнавали о приближении фашистских самолетов задолго до того, как они входили в ленинградское небо.
Вот еще подборка "больших ушей":
![](http://august.md/images/stories/sluhach/9cc49155fa5d.jpg)
![](http://august.md/images/stories/sluhach/b51983b0b0c4.jpg)
![](http://august.md/images/stories/sluhach/b5275daed758.jpg)
![](http://august.md/images/stories/sluhach/b859a725c7fe.jpg)
![](http://august.md/images/stories/sluhach/dfb73cd8136a.jpg)
![](http://august.md/images/stories/sluhach/e9a6a97184ba.jpg)
![](http://august.md/images/stories/sluhach/fffdf3ed889d.jpg)
(с) Источник
![](http://victory.rusarchives.ru/img/photos/481_1708540860_big.jpg)
Женский расчет «слухачей»
(c) Источник
![](http://i030.radikal.ru/0805/0f/7c3339ffb1cd.jpg)
Расчет "слухачей" сержанта А. С. Котикова за работой.
(с) Источник
![](http://s54.radikal.ru/i145/1112/12/26d3aaa1a3f0.jpg)
(с) Источник
URL записи
@настроение:
а я все за блютф-гарнитурами гоняю.